четверг, 7 февраля 2013 г.

логопедическая коррекционная работа с синдромом пьера робена

          Определённый процент детей рождается с такими психофизио-логическими нарушениями, которые лишают ребёнка нормальной возможности овладения родным языком, что делает их социально и психологически одинокими.          Традиционно отсутствие речи объясняли грубой интеллектуальной недостаточностью. Детей признавали необучаемыми и помещали в специализированные закрытые учреждения. В настоящее время всё больше детей остаются воспитываться в своих семьях, но семьи эти нуждаются в квалифицированной помощи узких специалистов: коррекционных педагогов, специальных психологов, логопедов. Поэтому наиболее актуальной оказывается проблема самой примитивной коммуникации, благодаря которой ребёнок мог бы быть понятым кем-то ещё, кроме матери, которая «понимает» ребёнка на уровне обеспечения его первичных потребностей.                    Вашему вниманию предоставлена уникальная индивидуально-ориентированная обучающая коррекционно-развивающая программа, предназначенная для организации психологической помощи детям с тяжёлыми нарушениями речи в формировании коммуникативных навыков посредством письменной речи для обеспечения знаковой поддержки речемыслительной деятельности «неговорящих» детей и подготовки данной категории детей к дальнейшему обучению в образовательных учреждениях. Программа адресована детям от 3-х лет и старше с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР I уровня) – детям и лицам с ДЦП, РДА, синдромом Дауна, лёгкой степенью умственной отсталости. По данной программе смогут работать все заинтересованные специалисты, имеющие опыт работы с детьми со сложными нарушениями.                   В первую очередь эта программа создана для детей с органическим поражением головного мозга с тяжёлыми речевыми расстройствами ОНР I уровня, анартриями, т.е. попросту говоря, для неговорящих или безречевых детей.                    Программа представляет собой обучение альтернативному способу общения, позволяющему не только полноценно общаться, но и полноценно учиться в общеобразовательных учреждениях. В основе такого обучения лежит письменная речь.                    Письменная речь - это не только то, посредством чего пишут, но и то, посредством чего читают. Обучение письменной речи – это, прежде всего, обучение чтению, на основе которого строится всё дальнейшее обучение.          Причина, по которой дети не могут говорить, может быть самой разной. Это, прежде всего дети с ДЦП, у которых поражены двигательные центры речи.                  Программа великолепно зарекомендовала себя при коррекционной работе с детьми с  ранним детским аутизмом, у которых причина отсутствия речи другая - психическая, уход от контакта со средой.                   Лично я работала по этой программе с детьми с умственной отсталостью. Это синдром Штурге-Вебера, синдром Рубинштейна-Тебби, синдром Пьера Робена, думаю, что дети с синдромом Дауна также смогут обучаться по этой программе.                   Возникает вопрос, а если ребёнок говорит, но плохо, можно ли ему заниматься по этой программе? Не откажется ли он от речи устной, предпочитая речь письменную? Вначале отвечу коротко: МОЖНО.         Затем приведу цитату из самой программы: "В отечественной логопедии основное внимание традиционно уделялось формированию и развитию обычной, преимущественно устной, экспрессивной речи у лиц с разной речевой патологией. О развитии неартикулируемых средств общения говорилось либо как о негативном явлении в контексте псевдокомпенсации, либо – реже и позднее – как о вспомогательном компоненте речевого общения. По всей вероятности, такая точка зрения связана с переносом из сурдопедагогики положения о том, что глухой, овладевший жестовой речью, имеет сниженную мотивацию к овладению устной речью".          А теперь приведу необходимые пояснения. При обучениии чтению по программе мы не только учимся читать глобально, мы с первых же занятий учимся дифференцировать один знак (букву) от другого, один слог(фонему) от другого. Мы с первой же согласной буквы учимся выкладывать слова из слогов (фонем), делаем это много и систематически, что запускает и произносительные механизмы речи. В этом даже программа обучения чтению по Доману проигрывает. Ведь мы выкладываем на столе, произносим громко и чётко, делаем это неоднократно, те фонемы, из которых состоит наш Родной язык. Каждую фонему мы щупаем руками, кладём, чётко обозначаем последовательность фонем в слове.            Великолепная программа обучению чтению по складам по Зайцеву предлагает нам окрашенные в разные цвета и оттенки склады, облегчающие восприятие и произнесение слов (чтение). Например, по слогам слово "лампа" будет выглядеть так: ЛАМ-ПА, а по складам так: ЛА-М-ПА. В моей программе мы делаем фактически тоже, что и по Зайцеву, только пользуемся не готовыми, заранее раскрашенными словами, а составляем их сами из слогов и букв.            И не удивительно, что, приступив к занятиям, многие дети начинают говорить, произносят некоторые слоги, количество которых растёт (произносимых слогов), либо произносят слова спонтанно. Короткие, не трудные в произнесении слова выскакивают сами. С одним из моих учеников, мы стали формировать отдельную стопку из произносимых им слов. Родители дома, сидя на диване (не в рабочей учебной обстановке), показывали мальчику эту стопку. Ребёнок произносил все слова. Количество слов увеличивалось.                   А можно ли заниматься по программе детям, хорошо говорящим, но, например, имеющим задержку психического развития? Отвечаю: МОЖНО.           Занимаясь по этой программе, дети научатся читать, складывать слова из букв и слогов, выполнять звуко-буквенный анализ, отвечать на вопросы, составлять рассказы по картинкам, пересказывать, выполнять все мыслительные операции: сортировку, анализ, синтез, обобщение. А всё это является залогом успешного обучения в начальной школе.         А можно ли заниматься по программе детям, не имеющим отклонения в развитии, но если родители хотят, чтобы ребёнок рос умным, хорошо учился? Отвечаю: МОЖНО.                   Обучение по программе построено по принципу ЛОТО. И просто здорово, если здоровые дети поиграют в такое лото со своими сверстниками: родственниками и друзьями.                   Программа предусматривает занятия по специально разработанным ярким, красочным наглядным пособиям, выполненным в одном стиле. Весь учебный материал подаётся системно в течение одного учебного года. Учебный год – это тот срок, за который в результате обучения по программе достигаются намеченные цели. &nbs

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Авторский сайт Галины Луговой 

Авторский сайт Галины Луговой - Главная

Комментариев нет:

Отправить комментарий